1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ЖМИ И ДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ВСТУПАЙ В ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

ВИДЕОБЛОГ

Скорочтение


Чтение – это один из самых быстрых и древних способов получения накопленных че­ло­ве­чест­вом зна­ний. Вы читаете прямо сейчас! И это, казалось бы, обыденное явле­ние поистине уди­ви­тель­но. Из всех живущих на Земле существ возможность пе­ре­да­вать свои мыс­ли сквозь поколения есть только у людей. И это дает людям ко­лос­саль­ное эво­лю­цион­ное преимущество. Дело в том, что передать будущим по­ко­ле­ни­ям свой опыт на уровне генома можно только в отношении примитивных по­ве­ден­чес­ких реак­ций. Именно поэтому в эволюционном процессе усложнения ор­га­низ­мов вы­ра­бо­тал­ся ме­ха­низм обучения. Взрослые особи стали обучать молодняк [1]. Но бла­го­да­ря воз­мож­нос­ти фик­си­ро­вать свои мысли в виде символов люди могут не­по­средст­вен­но учиться у великих. Вы можете читать Достоевского, Шопенгауэра, На­по­лео­на и дру­гих ве­ли­ких людей прошлого, а не только учиться жизни у ал­ка­шей и быд­ла с со­сед­не­го подъ­ез­да.

СКОРОЧТЕНИЕ

К сожалению, возможностью читать пользуются далеко не все. И это очень печально. Но это мож­но использовать! Чем меньше читают остальные, и чем больше читаете Вы, тем ве­ро­ят­нее, что имен­но Вы будете говорить остальным, что делать. Только не нужно про­во­дить пря­мой кор­ре­ля­ции. Это не единственный фактор! Но информация дает пре­иму­щест­во в кон­ку­рент­ной борьбе, а чтение – это и есть получение информации. И с каж­дым днем этой ин­фор­ма­ции становится все больше и больше. Если ещё в XVIII–XIX ве­ках че­ло­век, про­чи­тав­ший 300–350 книг, уже мог считаться интеллигентом, человеком вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным, то уже в XX ве­ке товарищ Сталин читал по 1 книге в день [2].

ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ

Именно всевозрастающие объемы информации вынуждают людей искать способы её бо­лее быс­тро­го по­лу­че­ния. Таким способом является скорочтение. Им пользовался один из са­мых из­вест­ных американских президентов Джон Кеннеди [3]. Он настолько це­нил этот метод, что при нем даже отправляли членов администрации президента в пер­вую в ми­ре шко­лу скорочтения, основанную в 1958 году Эвелин Вуд. Хотя в таких за­ня­ти­ях нуж­да­ют­ся не все. Например, Максим Горький обладал способностью фе­но­ме­наль­но быс­тро читать без всяких спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных школ. Но, если у Вас нет та­ко­го та­лан­та, это ещё не значит, что Вы не можете добиться таких же результатов тя­же­лым тру­дом. И вот именно то, насколько эффективно скорочтение, а так же то, как ему мож­но обу­чить­ся, мы и со­би­ра­ем­ся выяснить в этой статье.

Эффективно ли скорочтение?


Существует достаточно много различных методологических указаний по реализации тех­ни­ки ско­ро­чте­ния, но они все фокусируются на двух основных показателях: скорости и ус­вояе­мос­ти про­чи­тан­но­го. На самом деле, исследования показывают, что ско­ро­чте­ние – это ско­рее просматривание, нежели чтение [4], поэтому умение фо­ку­си­ро­вать вни­ма­ние, струк­ту­ри­ро­вать и запоминать ключевые моменты текста – это ключ к эф­фек­тив­но­му ис­поль­зо­ва­нию скорочтения [5]. Конечно, если нужно вникнуть де­таль­но в на­пи­сан­ное, как в случае с учебным пособием, то тут ни о каком ско­ро­чте­нии не мо­жет быть и речи, тут скорее надо использовать «медленочтение». По­че­му? По­то­му, что ско­ро­чте­ние подразумевает опущение незначительных деталей [6].

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ БЫСТРЕЕ

Есть ряд школ скорочтения, которые утверждают обратное. Дескать, можно читать чуть ли ни ты­ся­чи слов в минуту, не упуская никаких деталей, но контролируемые ис­сле­до­ва­ния, к сожалению, не подтверждают этих утверждений [7]. С другой стороны, ког­да че­ло­век читает немного быстрее обычного, то его понимание текста и объем за­по­ми­нае­мой ин­фор­ма­ции возрастает [8], и это обусловлено именно повышением вни­ма­ния чте­ца. По­это­му отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно сказать, что ско­ро­чте­ние эф­фек­тив­но до тех пор, пока способность человека концентрировать вни­ма­ние адек­ват­но его ско­рос­ти чтения. Именно поэтому вместе с тренировкой ско­рос­ти чте­ния не­об­хо­ди­мо тренировать и способность усваивать прочитанное.

Методология обучения скорочтению


Скорость: развитие этого качества лежит в области сосредоточения, фокуса зрения и вос­прия­тия. Со­сре­до­то­че­ние означает, что человек должен быть сфокусирован на чте­нии. С этой це­лью необходимо пальцем водить под строчками, чтобы глаза не раз­бе­га­лись по все­му листку. Фокус зрения определяет то, сколько слов одновременно ви­дит че­ло­век. Скорочтение подразумевает одновременное восприятие нескольких слов, как це­ло­го, как че­го-­то монолитного. Точно так же, как человек не читает слова по сло­гам, мож­но на­учить­ся чи­тать не по словам. Именно в этом помогает последний пункт – вос­прия­тие. Не­льзя про­го­ва­ри­вать слова в голове! Чтобы всему этому нау­чить­ся, на­до про­бо­вать. Пытайтесь сначала захватывать по 2 слова, по­том по 3, по­том по 4, мож­но использовать таблицу Шульте, и кон­цент­ри­руй­тесь на том, что­бы не про­го­ва­ри­вать их про себя.

ПРАВИЛА СКОРОЧТЕНИЯ

Усвояемость: это качество необходимо развивать отдельно от скорости, вернее па­рал­лель­но. С этой целью тренируются такие качества, как концентрация внимания и за­по­ми­на­ния. Кон­цент­ра­цию внимания можно тренировать очень разными способами, на­при­мер, вдум­чи­вой концентрацией на совершенно неинтересных предметах, таких как се­кунд­ная стрел­ка. Человек просто осознано следит за движением секундной стрел­ки по 5–10 ми­нут под­ряд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Для тре­ни­ров­ки за­по­ми­на­ния нуж­но учить­ся искать в тексте слова–триггеры, которые от­ра­жа­ют его ос­нов­ную суть, а по прочтению текста пересказывать себе, что Вы из него ус­вои­ли. Так же Вы мо­же­те использовать другие ме­то­до­ло­ги­чес­кие указания из книги Ба­ра­но­вой «Ско­ро­чте­ние. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей». Их там мно­го и на лю­бой вкус!

ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ

Заключение: скорочтение это эффективный механизм усвоения больших объемов ин­фор­ма­ции, ко­то­рый позволяет читать более 600 слов в минуту с неплохой спо­соб­нос­тью к ус­вое­нию информации, но так можно читать далеко не любой текст, и ес­ли есть не­об­хо­ди­мость вникать в детали, то читать нужно медленно и вдумчиво.

Полезные материалы

Источники

[1] С.Э. Шноль «Курс лекций для МГУ»

[2] ru.wikipedia.org/wiki/Круг_чтения_Сталина

[3] Баранова Н., Слука И. – «Скорочтение. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей»

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9849112

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5393799/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19751073/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3348914/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10072314/

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Контакты: info@fit4power.ru / вконтакте

FIT4POWER.RU