Детский фитнес
Спорт – это дозированная физическая нагрузка, соответствующая адаптационным резервам организма, и именно поэтому спорт полезен детям любого возраста [1]. Но именно в связи с тем, что в детстве и подростковом возрасте организм человека ещё не сформирован, нагрузку следует подбирать с особенной обстоятельностью и осторожностью, предварительно консультируясь с врачом [2], и обращаясь за помощью к квалифицированному специалисту по физической культуре [3]. Почему? Во-первых, потому что у ребенка могут выявиться нарушения, не позволяющие заниматься конкретным видом спорта или интенсивной физической активностью вообще. Во-вторых, потому что в разном возрасте детям подходят разные виды спорта [1].
Что касается фитнеса, то дети могут применять его с самого раннего возраста, но полностью использовать все его элементы можно только с 10-12 лет [1]. Все зависит от скорости взросления ребенка. Чем раньше у ребенка сформируется скелетная и мышечная системы, тем раньше он сможет применять различные виды тренинга. Но, тем не менее, до окончательного формирования скелета характер нагрузок, особенно силовых, у подростков должен быть специфичен [4]. Например, строго не рекомендуется выполнять разовые повторения с максимальным весом до полного формирования скелетной и мышечной систем [5]. С другой стороны, не стоит демонизировать силовые тренировки для детей, поскольку при адекватном подходе и соблюдении современных научных наработок они совершенно безопасны [6].
Противопоказания для занятий спортом
Сердечнососудистые заболевания: если у ребенка есть какие-то нарушения в сердечно–сосудистой системы, то родители обязательно должны отвести его к врачу, который должен его осмотреть и дать заключение, насчет возможности или невозможности занятий тем или иным видом спорта [7]. Например, детям с синдромом Марфана не следует заниматься спортом [8], а детям с гипертрофированным сердцем не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта [5]. Детям с гипертензией следует пройти тщательный медицинский осмотр перед началом занятий спортом из-за увеличенного риска повышения артериального давления во время тренировки [9]. В общем, каждый случай индивидуален и требует заключения специалиста.
Прочие: любые серьезные заболевания, особенно хронические, должны вызывать беспокойство родителей, и ребенка следует отводить к специалисту, который сможет его осмотреть. В частности, если у ребенка случаются судороги, то надо разобраться с их причиной, и только после одобрения врача разрешать ребенку проводить спортивные занятия [2], [4]. Так же внимательно следует отнестись к выбору спортивной дисциплины детям перенесшим лечение химиотерапией антрациклинами, поскольку побочным эффектом такой процедуры может быть повышенная вероятность развития сердечно–сосудистых заболеваний [10], в связи с чем, предпочтение следует отдавать видам спорта с аэробной нагрузкой [2].
Спорт для детей разного возраста [1]
2-5 лет: в этот период тело изменяется особенно интенсивно. Относительный процент жировых отложений снижается, поскольку снижается потребление калорий и увеличивается их расход. У дошкольников не развита способность концентрировать внимание, поэтому обучать их следует четкими слуховыми и визуальными указаниями, направленными на решение какой-то конкретной задачи. Обучать их следует фундаментальным навыкам: бег, кувыркание, метание и ловля. Занятия должны быть игровыми, веселыми, стимулировать потребность в изучении и экспериментировании. Соревновательный элемент не допускается.
6-9 лет: начиная с этого возраста детям рекомендуется заниматься спортом не менее 60 минут в день [11], поскольку они больше времени проводят за учебой. Тем не менее, в этом возрасте дети все ещё не умеют фокусировать внимание, поэтому спортивные задачи должны быть четкими и непродолжительными. Можно добавить немного соревновательного элемента, но он должен быть ограничен. Направленность тренировок остается прежней – развитие основных физических навыков. Стоит обратить внимание на футбол, баскетбол, плавание, гимнастику, бег, теннис и катание на коньках. Стоит заметить, что плавание наиболее приемлемый вид спорта, поскольку равномерно нагружает все тело.
10-12 лет: в этот период организм девочек более развит, чем у мальчиков, поскольку у них раньше начинается пубертатный период. Разница в силовых показателях у детей разного пола в этом возрасте практически не наблюдается. Соответственно, девочки и мальчики могут соревноваться или вместе тренироваться. Хорошим выбором в этот период будет футбол, баскетбол и хоккей на льду. В этот же период уже можно начинать заниматься силовыми видами спорта [12], [13], [14], [15], [16]. На сегодняшний день нет сомнений в безопасности адекватных, соответствующих физическому развитию ребенка, силовых тренировок в допубертатный период [2], [5], [17], [18]. И именно в этом возрасте возможно с помощью тренировок добиться увеличения потенциала в росте мышечной массы [19], [20].
13-15 лет: в этот период организм начинает интенсивно меняться, увеличивается мышечная масса, силовые показатели и сердечно–легочная выносливость. У мальчиков в большей степени развивается мышечная масса, а девочки набирают больше жировой. Тем не менее, в этом возрасте немного временно ухудшается координация и гибкость. Поскольку пубертатный период у всех протекает по–разному, спортивные результаты могут различаться. В этот период адекватные силовые тренировки могут помочь избежать травм, а так же набрать мышечную массу за счет гипертрофии мышечных волокон, что было невозможно в более раннем возрасте из-за отсутствия достаточной концентрации половых гормонов [21].
16-18 лет: в этот период половое созревание все ещё продолжается, поэтому рост скелетной мускулатуры и силовых показателей продолжается естественным образом, правда, медленнее, чем в предыдущие годы. Мышечная, скелетная и сердечно–легочные системы развиваются до состояния взрослого организма, поэтому в этом возрасте уже можно давать своему организму такие же нагрузки, какие себе дают зрелые люди. Это не обязательно должны быть силовые виды спорта. Выбирать следует ту спортивную дисциплину, к которой лежит душа, поскольку это залог того, что человек будет заниматься спортом долгие годы, а не бросит его ради других увлечений.
Силовые тренировки для детей
Популярность силового тренинга среди молодежи постоянно растет [22], [23], в связи с чем, необходимо разобраться в том, как именно следует заниматься фитнесом детям, чего стоит опасаться, какие это дает преимущества и какие насчет этого существуют мифы. Но прежде всего, стоит заметить, что силовые тренировки полезны здоровым детям и подросткам, при этом, они могут получить выгоду не только в плане мышечной силы, но и укрепления костной ткани, улучшения липидного профиля, повышенной координации и более выгодной композиции тела [24], [25], [26], [27]. Тем не менее, зацикливаться только на силовом тренинге детям не следует. Детям так же нужны и аэробные нагрузки, позволяющие им равномерно развиваться. А перед тем, как отдать ребенка на спорт, он должен пройти осмотр у квалифицированного врача [2].
Правила силового тренинга: программы тренировок должны быть подобраны индивидуально, учитывая возраст и физическую подготовку ребенка. Каждая тренировка должна начинаться с 5-10 минутной разминки и заканчиваться 5-10 минутной заминкой. Наличие аэробной нагрузки дает ряд преимуществ, в частности, помогает развиваться сердечной мышце и повышает метаболизм [2]. Акцент необходимо делать на правильную форму выполнения упражнений, а выполнять их следует в полную амплитуду [28], [29]. Тренировать рекомендуется все поверхностные мышечные группы: грудь, спину, ноги, руки, плечи и пресс. Стремиться к равномерному развитию верха и низа тела. За тренировку выполнять 6-8 упражнений, по 2-3 упражнения на мышечную группу. В каждом упражнении выполнять 2 рабочих подхода по 10-15 повторений. Отдыхать между подходами 2-3 минуты, заниматься 2-3 раза в неделю [2].
Имейте в виду, что детям ни в коем случае нельзя начинать заниматься спортом сразу с силовых тренировок, а тем, кто включил силовой тренинг в свою спортивную программу, следует акцентировать внимание на технике выполнения упражнений, очень постепенно увеличивая вес и не опускаясь ниже 10 повторений в подходе [4]. В идеале, технику выполнения упражнений следует освоить без дополнительного отягощения [30], [31]. Так же не следует «жить» в тренажерном зале, поскольку больше 3 тренировок в неделю не дают существенного преимущества детям [4], а вот 2-3 тренировки в неделю существенно эффективней одной [17], [19], [28]. Долгие перерывы более 6 недель влекут за собой утерю функциональности и объема мышц [32], так что их следует избегать, а в случае, если этого сделать не удалось, учитывать этот перерыв на последующих занятиях.
Плюсы силовых тренировок: благоприятно влияют на минерализацию костной ткани, стимулируя её рост [24], [33], [34]; положительно сказываются на ментальном здоровье ребенка [35], [36], оправдывая поговорку «в здоровом теле здоровый дух»; помогают избежать травм, получаемых в других видах спорта, если ребенок или подросток занимается не только силовым тренингом [37], [38], [39]; повышают результаты в других видах спорта [40], [41]; помогают развить гибкость, если упражнения выполняются в полную амплитуду [42]; в пубертатный период стимулируют гипертрофию скелетной мускулатуры [43], а в допубертатный период, когда уровень андрогенных гормонов невысок, адаптация к нагрузкам происходит за счет мотонейронов [20], [44], [45], что увеличивает потенциал развития скелетной мускулатуры.
Мифы о силовом тренинге: миф №1 – вред. На самом деле, силовой тренинг не более вреден или опасен, чем любой другой вид спорта [2]. Миф №2 – тормозит рост. На самом деле, силовой тренинг способствует росту костной ткани [24], [33], [34], [46], правда, только в том случае, если силовой тренинг применяется в адекватном объеме и соответствует рекомендациям педиатрических организаций [47]. Миф №3 – только для мальчиков. На самом деле, девочки, совмещавшие силовые тренировки и плиометрику снижали риск получения травмы и получали те же преимущества, что и парни от занятий с железом [48], хотя из-за низкой андрогенной активности гормонального фона женские мышцы не подвержены столь же ярко выраженной гипертрофии [43]. Миф №4 – травмы. На самом деле, занятия под присмотром грамотного тренера не более опасны, чем любой другой вид спорта [49], [50].
Об опасности стероидов для детей
К сожалению, вместе с ростом популярности силовых видов спорта растет и популярность применения андрогенных анаболических стероидов среди молодежи [51], [52]. В связи с чем, необходимо проводить лекции о вреде стероидов и реальных побочных эффектов, которые могут иметь место быть. Причем, у детей и подростков есть специфические побочки, в частности, стероиды могут поспособствовать преждевременному закрытию зон роста костей [53], [54], что не позволит ребенку полностью реализовать свой потенциал в росте. Именно поэтому данная тема не должна замалчиваться или демонизироваться, поскольку это может дать обратный ожидаемому результат. Детям нельзя просто запрещать что–либо, а нужно объяснять, почему им следует этого избегать, ограждая их от возможных негативных последствий тех или иных необдуманных решений.
Заключение: перед тем, как отдать ребенка в спортивную секцию, надо его отвести на осмотр к врачу. Спортивные дисциплины следует подбирать в зависимости от возраста, характера и физической подготовки ребенка. Нагрузки аэробного типа должны присутствовать на протяжении всего времени развития детского организма, а с 10-12 лет можно подключать силовой тренинг, обеспечивающий ряд метаболических и прочих преимуществ.
[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2722975/
[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3445252/
[3] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19620931
[4] pediatrics.aappublications.org/content/121/4/835
[5] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18381549/
[6] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23914510
[7] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15184297
[8] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17659941
[9] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18381550/
[10] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1886191
[11] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16651347/
[12] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9094766
[13] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8883214
[14] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16437017
[15] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17119361
[16] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18395646
[17] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12495243/
[18] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2564388/
[19] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2233199/
[20] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8201908/
[21] pubmedcentralcanada.ca/pmcc/articles/PMC4034275/
[22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2770173/
[23] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3483033/
[24] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8231753/
[25] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3681562/
[26] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3599970/
[27] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3591769/
[28] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8341873/
[29] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2216562/
[30] journals.lww.com/nsca-scj/Abstract/2006/02000/Weightlifting__A_Brief_Overview_.10.aspx
[31] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14658250
[32] researchgate.net/publication/232198375_The_Effects_of_Strength_Training_and_Detraining_on_Children
[33] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3787280/
[34] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8960394
[35] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12296533
[36] sportsmed.theclinics.com/article/S0278-5919(05)70228-3/abstract
[37] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16306502/
[38] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2396614
[39] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8356377
[40] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9689250/
[41] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10502084/
[42] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3958165/
[43] humankinetics.com/products/all-products/designing-resistance-training-programs-4th-edition
[44] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11174161
[45] journals.humankinetics.com/doi/abs/10.1123/pes.1.4.336
[46] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2946921
[47] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17119361/
[48] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16423913
[49] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7180959
[50] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/937625
[51] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17332200/
[52] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1317760/
[53] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3827559/
[54] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9580841